Статьи по темам:

Витражи

ВитражиВ статье рассказано об основных технологиях изготовления витражей, а также о трудностях, с которыми сталкиваются художники, пытаясь воплотить Ваши идеи.
В современном строительстве витражами называют большие поверхности остекления зданий. Иное дело - художественный витраж, старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и мозаикой), - картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют в дверные полотна, решетки. Витражами украшают световые фонари потолков, створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает только тогда, когда его пронизывает свет.

Заказывая витраж...

Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло. Если вы очаровались гипнотической красотой витражей и вознамерились заказать их для своего дома, советуем узнать хотя бы некоторые подробности их изготовления.

Эти сведения помогут вам почувствовать специфику творческого труда витражиста и к тому же узнать составляющие ценообразования. А взаимопонимание между заказчиком и художником приблизит конечный успех всего предприятия.
Заказывая витраж, обсуждая с художником его подробности, помните, что между эскизом, картоном и конечным результатом всегда есть существенное зрительное различие. Даже самый подробный и точный цветной эскиз лишь в самых общих чертах обозначает замысел произведения - сюжет, композицию, стилистику, масштабность, общий колорит, линейный рисунок контуров. Но передать итоговый эффект эскиз не может и не должен. Поэтому правильнее всего будет, поняв общую идею произведения, в дальнейшем довериться видению, интуиции, таланту и опыту художника-витражиста.

Стекло одного и того же цвета воспринимается по-разному, в зависимости от того, плоское оно или рельефное, толстое (6-10 мм), тонкое (2 мм) или выполненное в виде огромных сплавленных кусков. Кстати, из массивных кусков тоже собирают эффектные витражи, скрепляя элементы мощным профилем. Эту технику особенно любят прибалтийские витражисты, в ней же работают и многие российские мастера, но каждый - совершенно по-своему. В витражах используют и дутое, так называемое гутное стекло. Внутри каждого его элемента содержится воздушный пузырь, преломляющий свет уж совсем по-особенному. Но главное - цвет витража непостоянен. Произведение "живет", меняется - переливаясь, зажигаясь, тускнея и искрясь, становясь то насыщеннее, то прозрачнее, в зависимости от характера, цвета и интенсивности освещения, времени суток, а также от ракурса или расстояния, на котором мы его видим.

В процессе обработки стекло ведет себя удивительно, а часто и непредсказуемо: то дарит неожиданный оттенок, то особенно переливчатую фактуру или эффектную форму. Но бывает, что уже готовое изделие по необъяснимым причинам вдруг покрывается за ночь сеткой трещин, матовым налетом, лопается или мутнеет...
Каждая технология (а среди них нет ни одной простой) имеет практически бесконечное количество важнейших нюансов. Так, цвет и форма кусочка стекла может измениться от малейших колебаний температуры или от лишних минут пребывания в печи. Или, скажем, только опытный витражист чувствует, с какой силой и плотностью нужно обжимать свинцовым профилем края стекол, чтобы в будущем витраж не растрескался.

И еще важная деталь - витраж, сделанный непрофессионально, может по истечении довольно большого количества времени треснуть, уже будучи установленным на объекте. Так происходит у тех мастеров, которые не учитывают внутреннего напряжения в стекле. Оно-то и даст неминуемые трещины. Профессионалы используют для выявления участков опасного напряжения специальный прибор - стрессометр.

В сущности, для современных витражистов уже не существует принципиальной разницы между техникой классического витража и так называемой техникой "Тиффани". И то и другое (в отличие от техник спекания, гравировки, травления) - наборный паечный витраж. В зависимости от эскиза применяют ту или иную разновидность наборного витража. Классический свинцовый профиль способен объединить достаточно крупные куски стекла. Для более детализированного рисунка, собираемого из маленьких цветных фрагментов, применяют технику "Тиффани". В этом случае (используя ленту из липкой медной фольги, которой обклеивают каждое стеклышко по периметру) получают возможность спаивать эти стеклянные пятна между собой по весьма прихотливо изогнутым линиям. Так и получается в витражах "Тиффани" красивый силуэтный рисунок внутреннего каркаса. Прочную, но менее гибкую и эластичную латунь для соединительного профиля применяют в тех случаях, когда линии витражного рисунка на эскизе - прямые или изогнуты по большим радиусам

Роспись, гравировка, травление

Делают и бесшовные витражи - стекло гравируют, используя пескоструйную технику, расписывают силикатными красками и обжигают, после чего рисунок протравливают плавиковой кислотой. Правда, травление - опасный для здоровья и очень редкий сейчас способ создания витражей. Стекла также склеивают, используя специальный цветной или прозрачный клей, твердеющий при ультрафиолетовом облучении.
Изделия, выполненные с помощью пескоструйной обработки, дешевле других.

Художники либо создают матовый рисунок на прозрачном стекле, либо вытравливают более прозрачный рисунок на матовом стекле. Красивее всего матовый рисунок смотрится на гладком травленом стекле, например на итальянском "сатинато". Оно бывает не только бесцветным, но и тонированным (розовым, жемчужно-серым, голубым и даже оттенка темной меди или бронзы). В этой технике работают многие художники.

Fusing - технология спекания

В технологии спекания, что носит название "фьюзинг" (от английского fusing - плавка, плавление, слияние), не используют металлических перегородок. Рисунок составляют на цельном базовом пласте стекла, накладывая на него цветные кусочки, стеклянные гранулы, шихту, и помещают в печь. Там, разогретый до 850° двух-, трехслойный "пирог" спекается в единое целое. В зависимости от особенностей технологии, слои могут растекаться или нет, пятна смешиваются или остаются четко очерченными, оказываются объемными или едва выпуклыми. Появляется желаемая фактура, создаются нужная толщина и рельеф. гим мастерам.
Источник : http://ivd.ru
Похожие статьи
Фрагментвитража

Витражи. Краткий исторический очерк.

Часто историю витражей начинают с рассказа Плиния о случайном открытии стекла Финикийскими моряками, потерпевшими кораблекрушение. После бедствия, моряки установили посуду для приготовления пищи на блоки из соды. К …

Смотреть полный текст …

Как выбрать зеркало?

Зеркало не только помогает наводить красоту. Его удачное расположение «расширяет» пространство, а форма и обрамление создают декоративный эффект в убранстве дома.
Зеркало давно стало привычным предметом обихода. …

Смотреть полный текст …